В последнее время активно развивается практика привлечения к субсидиарной ответственности, особенно после внесения в июле 2017 года соответствующей главы в Закон о банкротстве. Эта мера становится всё более эффективным рычагом для кредиторов и налогового органа. Поэтому участникам гражданского оборота нужно быть в курсе, в каких случаях они сами могут быть привлечены к «субсидиарке», а когда этот инструмент может оказаться полезным для взыскания долгов с контрагентов.

Рассмотрим ключевые аспекты порядка привлечения к субсидиарной ответственности и последние изменения в законодательстве, регулирующем данную сферу.

Основные правила

Субсидиарная ответственность (далее – СО) – это ответственность контролирующих лиц компании-должника по удовлетворению требований кредиторов, которая возникает в случае невозможности их исполнения основным должником. Её применение возможно при наличии определенной взаимосвязи между несостоятельностью основного должника и действиями лица, которое привлекается к СО.

Размер СО равен общему размеру непогашенных требований всех кредиторов компании на дату принятия судебного акта о привлечении к СО.

Основные законы, которые регулируют данную область:

  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Гражданский кодекс РФ – статьи 53, 53.1, 399
  • В отдельных случаях – Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Кроме того, важное значение для правоприменения имеет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 21.12.2017 № 53, а также его решения по отдельным делам.

Наконец, вектор развития практики задают разъяснения налогового органа, из которых отметим как представляющее наибольший интерес Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-18/16148@.

Когда можно привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Субсидиарная ответственность в общем случае возникает в рамках процедуры банкротства юридического лица.

Однако, привлечение к ней в ряде случаев возможно и вне процедуры банкротства, в частности:

— если процедура несостоятельности была прекращена до подачи заявления о привлечении к СО из-за отсутствия у должника средств на неё,

— если заявителю стали известны новые обстоятельства, которые он не знал до прекращения банкротного дела.

Более того, в своём определении от 10.06.2021 г. (№ 307-ЭС21-29) ВС РФ указал, что право кредитора на возмещение вреда, причиненного контролирующим лицом, не прекращается, даже если он знал о наличии оснований для привлечения к СО, но не предъявил соответствующий иск в ходе дела о банкротстве.

Последнее может значительно трансформировать судебную практику, так как заметно расширяет возможности кредиторов.

Кроме того, привлечение к СО возможно после принудительной ликвидации ООО по решению ФНС – согласно п. 3.1 статьи 3 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности

Это так называемые «контролирующие должника лица» (КДЛ) – физические и юридические лица, дающие обязательные для исполнения указания и определяющие действия компании, в том числе по формированию условий сделок и их совершению.

Причем, наличие формальных юридических признаков аффилированности тут не имеет значения: суды выявляют фактическую вовлеченность лиц в принятие судьбоносных для компании решений.

К этой категории сегодня относятся:

— руководитель (единоличный исполнительный орган), в том числе номинальный, то есть передавший полномочия по контролю другим лицам,

— члены исполнительных органов компании,

— лица, занимающие руководящие должности и участвующие в принятии решений, например, главный бухгалтер, финансовый директор и т.п.,

— другие лица, уполномоченные выступать от имени компании на основании закона, учредительного документа или доверенности,

— лица, владеющие 50 и более процентов акций АО, более 50 процентов долей ООО, более чем половиной голосов в общем собрании участников

— третьи лица, которые извлекли существенную выгоду из недобросовестного поведения уполномоченных принимать решение представителей компании (так называемый «антиущерб»), – например, получившие большой актив должника по невыгодным для компании-должника сделкам или с использованием фиктивного документооборота, а также получившие доходы, которые были бы невозможны, если бы уполномоченное лицо должника действовало добросовестно,

— ликвидатор должника и члены ликвидационной комиссии,

— уполномоченные лица из материнской или управляющей компании,

— родственники лиц, уполномоченных принимать решения, если будет доказана их причастность к таким решениям.

Если под основания для привлечения к субсидиарной ответственности попадают несколько КДЛ, они в общем случае несут солидарную ответственность, хотя Законом о банкротстве предусмотрен ряд исключений из этого правила.

Основания для привлечения к СО

К субсидиарной ответственности КДЛ могут быть привлечены, если:

  • Будет установлено, что они имело право влиять на деятельность ЮЛ  в течение 3 лет до момента, когда оно стало неспособным удовлетворять требования всех кредиторов и оплачивать обязательные платежи, а также после этого до принятия судом заявления о банкротстве.
  • Будет доказано, что именно в результате их действий или бездействия стало невозможным погашение требований кредиторов.

В эту категорию попадают не только сделки компании, заключенные с участием КДЛ и повлекшие имущественный вред для кредиторов, но и случаи непредоставления или искажения бухгалтерской отчётности, а также других документов должника, если они привели к проблемам с удовлетворением требований кредиторов.

  • Будет установлено, что ответственное КДЛ не исполнило свои обязанности по организации подачи в суд заявления о банкротстве, когда это нужно было сделать по закону, то есть появились определенные признаки несостоятельности.
  • КДЛ не внесло достоверные сведения о компании в ЕГРЮЛ или ЕФРСДЮЛ.

Но контролирующее должника лицо, действия или бездействие которого привели к невозможности погашения требований кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в этом отсутствует.

Кто и когда может подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности

Такое заявление может быть подано в течение 3 лет со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований, но не позднее 3 лет с момента окончания дела о банкротстве (независимо от исхода). Кроме того, общий срок для подачи ограничен 10 годами с момента, когда были совершены действия, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

Право на подачу такого заявления в рамках процедуры банкротства имеют следующие категории лиц (в зависимости от основания привлечения к ответственности их точный состав и размер требований могут варьироваться):

  • Конкурсные кредиторы

Как было отмечено, конкурсные кредиторы вправе подать такое заявление и после прекращения или завершения процедуры банкротства.

Кроме того, по закону об ООО кредиторы общества могут подать такое заявление в случае его принудительной ликвидации по решению ФНС.

  • Арбитражный управляющий – по своему усмотрению или по решению собрания (комитета) кредиторов
  • Работники и бывшие работники должника, а также их представитель
  • Уполномоченные органы

Стоит обратить отдельное внимание на последнюю группу заявителей, к которой в первую очередь относится налоговый орган. Как показывают разъяснения из упомянутого Письма ФНС России от 16.08.2017, налоговикам даны подробные инструкции относительно порядка привлечения к субсидиарной ответственности. В частности, сделано несколько акцентов, которые позволяют налоговой службе существенно расширить поле поиска лиц, которых можно привлечь к СО за налоговые долги компании:

— Чётко обозначено, что 3-летний период, в течение которого КДЛ имели возможность контролировать должника, должен отсчитываться не с момента появления формальных признаков банкротства, а с точки, когда у компании фактически не стало возможности погашать все требования кредиторов: учитывая, что многие бизнесы сегодня продолжают функционировать даже при убыточном балансе, это расширяет временные рамки привлечения к СО.

— Даны подробные критерии определения круга КДЛ, который стал весьма широким: в него могут попасть не только официальные уполномоченные лица организации, но и её топ-менеджеры, контрагенты и родственники руководства.

— Детально разобраны случаи привлечения к СО выгодоприобретателей, то есть третьих лиц, которые могут быть причислены к КДЛ, если получили ощутимый доход или прирост имущества по сделкам, ставшим предпосылками к банкротству.

Налоговые органы активно пользуются этими инструкциями, не случайно камеральные и выездные проверки нередко сопровождает отдел, отвечающий за банкротство юридических лиц. Это позволяет налоговикам на ранних стадиях аккумулировать сведения, которые в дальнейшем помогают им в привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.

Подводя итоги, мы рекомендуем всем предпринимателям изучить предоставленный кредиторам и ФНС обширный инструментарий для привлечения к субсидиарной ответственности. Риск «попасть» на огромные долги компании сегодня существует для большого количества граждан, активно участвующих в управлении бизнесом. Минимизировать его можно только путём работы «на опережение» – внимательным ведением всей документации юридического лица, проверкой добросовестности контрагентов и контролем своих долгов. Компания «CAUSA VERA» будет рада оказать в этом помощь: мы имеем многолетний опыт полного юридического и налогового сопровождения бизнеса наших клиентов, урегулирования налоговых споров, антикризисной защиты компаний и защиты от привлечения к субсидиарной ответственности их контролирующих лиц.

Обратиться к нам
Вернуться на главную

Получить личную
консультацию

Проверьте наш опыт

Связаться с нами