В настоящее время размер земельного и транспортного налогов для юридических лиц определяется в следующем порядке:
- налогоплательщики самостоятельно рассчитывают их и производят выплаты в бюджет в установленный законом срок;
- налоговые органы затем производят исчисление сумм налогов по имеющимся у них данным и направляют налогоплательщикам сообщения с указанием этих сумм.
Как показывает практика, на данном этапе может случиться следующее: организация, получившая сообщение от налогового органа, узнаёт из него о том, что недоплатила соответствующий налог. Здесь важно помнить следующее: принимать расчёт налоговой инспекции как данность не стоит.
Нередки случаи, когда налоговики ошибаются в применении налоговой ставки, например, не учитывают действующих для налогоплательщика льгот и понижений. Сотрудники налоговых органов не всегда имеют возможности отследить изменения многочисленных локальных нормативно-правовых актов и правильно применить их к конкретным жизненным обстоятельствам собственников имущества.
У налогоплательщиков в свою очередь есть право доказать свою правоту: направить в налоговый орган пояснения, подтверждающие правильность их версии расчёта суммы налога и обоснованность применения пониженных налоговых ставок.
В качестве иллюстрации приведём случай из нашей практики. К нам обратилась организация, не согласная с суммами земельного налога, исчисленными для неё налоговым органом.
Мы помогли клиенту подготовить пояснения для инспекции, в которых продемонстрировали, что вид разрешенного использования и фактическое назначение принадлежащих ему участков позволяют применить при расчёте налога понижающие ставки, которые были установлены местным органом самоуправления (основания, которые мы привели, подробнее описаны в конце статьи).
Налоговая инспекция согласилась с пояснениями, и это позволило нашему клиенту сэкономить около 6,5 млн.руб. в год.
Этот пример наглядно демонстрирует, что спорить с налоговой инспекцией иногда можно и нужно, если это необходимо для защиты своих прав.
Приведём базовые рекомендации, как поступать в подобной ситуации:
1. Отслеживайте действующие для Вашего имущества налоговые ставки, а также возможности для их понижения и льготы.
Эта информация может быть получена:
- По земельному налогу – из нормативных правовых актов местных органов власти;
- По транспортному налогу – из законов субъектов Российской Федерации.
2. Если рассчитанный Вами размер налога отличается от исчисленного налоговым органом и приведенного в сообщении от него, внимательно проверьте примененные органом налоговые ставки.
Сообщение от налогового органа в общем случае передается налогоплательщику не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за отчётный период. Если по какой-то причине сообщение не дошло до Вас в этот срок, его можно запросить в любом налоговом органе путем подачи заявления (порядок регламентируется п. 5 ст. 363, п. 5 ст. 397, с 01.01.2023 – п. 6 ст. 386 Налогового кодекса РФ).
3. В случае выявления ошибок в расчётах налогового органа своевременно отреагируйте – подготовьте и направьте в инспекцию пояснения и документы, подтверждающие правильность Вашего расчёта.
Налоговый кодекс позволяет налогоплательщику сделать это в течение 10 дней со дня получения сообщения от инспекции (п. 6 ст. 363, п. 5 ст. 397, с 01.01.2023 – п. 6 ст. 386). Впрочем, данный срок не является пресекательным, то есть налоговый орган обязан рассмотреть пояснения, даже если они будут предоставлены позднее.
Сообщить налогоплательщику результаты рассмотрения пояснений налоговый орган обязан в течение 1 месяца с их получения.
4. Если ответ налоговой инспекции Вас не удовлетворил, то есть размер налога не был пересчитан в меньшую сторону, – подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган, данное право предоставлено налогоплательщикам в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Как было сказано, в настоящее время описанный порядок применим для земельного и транспортного налогов, взимаемых с юридических лиц. А с 01 января 2023 года он станет актуальным и для налога на имущество организаций, то есть коснется широкого перечня имущества организаций (зданий и сооружений, помещений и квартир, гаражей и машиномест, объектов незавершенного строительства).
В заключение хочется отметить, что процесс обжалования налоговой ставки является нормальным рабочим механизмом и не должен пугать налогоплательщиков. Необходимо только подготовиться к тому, что в некоторых случаях обоснование своей правоты потребует правильной интерпретации нормативно-правовых актов и квалификации в узких областях, в этом случае стоит обратиться к профессионалам в данной сфере, чтобы гарантированно добиться нужного результата.
***
При подготовке от имени нашего клиента пояснений для налогового органа мы привели следующие основания для применения в его отношении пониженных ставок земельного налога:
1) Четыре участка клиента используются для размещения инженерной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания жилищно-коммунального комплекса. Согласно решению местного совета депутатов такие участки облагаются земельным налогом по пониженной ставке – 0,1% от их кадастровой стоимости (вместо 1,5%, примененных в расчётах налоговой инспекции).
В пояснениях мы доказали, что на данных земельных участках действительно размещены инфраструктурные объекты и что цель их функционирования – инженерно-коммунальное обслуживание расположенного рядом коттеджного поселка.
2) Пятый участок клиента имеет назначение «для индивидуального жилищного строительства». Тем же решением местного совета депутатов для участков с таким видом разрешенного использования установлена пониженная ставка земельного налога – 0,2% от кадастровой стоимости (в то время как инспекция рассчитала налог для этого участка по той же общей ставке 1,5%), действующая при условии, что участок не используется для предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что наш клиент является юридическим лицом, мы обосновали, что у него отсутствуют предпринимательские цели в отношении данного участка, и соответственно имеются все основания для применения пониженной ставки.
Обратиться к нам