Сегодня на стыке двух взаимоисключающих интересов: государства – повысить собираемость налогов, бизнеса – оптимизировать свою налоговую нагрузку, компаниям необходимо компетентно выстраивать своё взаимодействие с налоговыми органами.

    Важным звеном этого процесса является предоставление пояснений в ответ на требования налоговых органов. Зачастую для их подготовки привлекаются только бухгалтеры, что не совсем правильно, поскольку на этом этапе необходима всесторонняя правовая поддержка:

  • пояснения должны быть сформулированы точно и грамотно с юридической точки зрения, поскольку затем могут найти отражение в актах выездной или камеральной проверки;
  • некоторые вопросы налогового органа требуют незамедлительных юридических действий: например, организации претензионной и судебной работы с контрагентами;
  • ключевое значение для принятия налоговой инспекцией решения в пользу налогоплательщика является приложение к пояснениям исчерпывающих доказательств его правоты.

    Особенно актуально это в свете того, что в поле контрагентов любой компании могут оказаться недобросовестные лица, и в случае некорректного выстраивания правовой линии поведения в отношениях с ними и с налоговой инспекцией, это может привести к значительным налоговым доначислениям. Работа налоговых органов по мониторингу и выявлению сомнительных контрагентов и их связей затрагивает и добросовестных участников рынка, которым в этом случае важно правильно реагировать, демонстрируя свою непричастность к какого-либо рода схемам.

    Рассмотрим основные аспекты процесса подготовки пояснений для налогового органа.

1. В каких случаях налоговая инспекция направляет требование о предоставлении пояснений

Налоговая инспекция вправе запросить у налогоплательщика пояснения и документы при проведении камеральной (ст. 88 НК РФ) и выездной проверок (ст. 89, 93 НК РФ), а также при проведении встречной проверки либо сборе информации по конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ). Кроме того, инспекция может вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов и исполнением законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Налоговые органы активно пользуются предоставленными ими правами.

Запрос пояснений может быть обусловлен различными причинами, как правило, связанными с выявлением налоговым органом оснований для выводов о возможном занижении суммы налогов (а при выездных проверках – и в отсутствие каких-либо оснований).

Вот основные причины, по которым можно получить такое требование:

  • Обнаружение инспекцией каких-либо ошибок и противоречий в поданных декларациях и предоставленных с ними документах, а также их несоответствия имеющимся у неё сведениям;
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации с меньшей суммой налога, чем в первоначальной;
  • Представление декларации с убытком;
  • Заявление налогоплательщиком каких-либо льгот;
  • Превышение налогоплательщиком допустимого уровня налогового вычета по НДС, который должен составлять не более 89% от начисленного НДС за 12 месяцев (либо уровня, установленного для отдельного региона) – это требование сейчас весьма распространено, поскольку выполнить данное условие многим предпринимателям не удаётся (как правило, доля вычета по НДС составляет до 96%);
  • Предъявление компанией налоговой нагрузки по налогу на прибыль ниже установленного среднеотраслевого показателя по региону (она определяется в соответствии с письмом ФНС от 11.02.2019 № БА-4-1/2308@ и может быть рассчитана налогоплательщиком с помощью налогового калькулятора на сайте ФНС России);
  • Предъявление налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета;
  • Выявление налоговой инспекцией при проверке контрагента налогоплательщика признаков его недобросовестности либо несоответствия поданной ими отчётности;
  • Другое.

2. Порядок предоставления пояснений

  • Пояснения можно предоставить в налоговую инспекцию в бумажном или электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (исключение составляют пояснения к декларации по НДС, которые можно подать только в электронном виде).
  • Срок предоставления пояснений по общему правилу составляет 5 рабочих дней с момента получения требования от налоговой инспекции (при этом если последний день срока выпадает на нерабочий день, то он переносится на первый следующий за ним рабочий).
  • В случае непредоставления сведений в этот срок взимается штраф: 5 000 руб. – за первый случай, 20 000 руб. – за повторный в течение одного календарного года (ст. 129.1 НК РФ).
  • Форма подачи пояснений может быть произвольной, за исключением некоторых сведений о декларации по НДС, для которых установлена определенная форма.

3. Основные виды пояснений

    Содержание пояснений зависит от того, какую именно информацию запросила инспекция, по какому налогу, какие расхождения и ошибки были обнаружены в сведениях и т.д.

    Общая рекомендация, проверенная на практике, заключается в следующем: важно предоставить исчерпывающую информацию по всем вопросам, поставленным налоговым органом, и каждый ответ обязательно сопроводить доказательствами.

    Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты пояснений, которые приходится готовить налогоплательщикам (во всех перечисленных случаях приводимая аргументация должна подкрепляться цифрами и подтверждающими материалами):

  • Если налоговой инспекцией выявлены ошибки и расхождения в поданных декларациях, несоответствия между ними и другой отчётностью и т.п.

(1) Если ошибок фактически нет – необходимо сообщить об этом и указать, в связи с чем возникли какие-то расхождения, например,

— величина доходов от реализации товаров и услуг в декларациях по НДС и налогу на прибыль не совпадает, потому что часть доходов НДС не облагается,

— данные в декларации отличаются от бухгалтерской отчётности, поскольку доходы и расходы в целях налогового и бухгалтерского учёта признаются в различном порядке (прилагается приказ об учётной политике компании),

— данные декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не совпадают с операциями по расчётному счету, поскольку налогоплательщиком были получены суммы, не учитываемые при расчете налога, и т.д.

(2) Если ошибки действительно есть, но они не приводят к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе выбрать:

— подать пояснения с признанием таких ошибок,

— подать уточнённую декларацию (в порядке п. 1 ст. 81 НК РФ).

(3) Если ошибки действительно есть, и они приводят к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан подать именно уточнённую декларацию (в порядке п. 1 ст. 81 НК РФ).

  • Если требования пояснений связаны с предъявлением декларации с убытком.

В этом случае в пояснениях нужно показать инспекции объективные причины возникновения убытка, например:

— приобретение в налоговом периоде дорогого оборудования,

— запуск или перезапуск производства,

— повышенные расходы на рекламу, обусловленные рыночной ситуацией, и пр.

  • Если налоговая инспекция просит обосновать возможность применения каких-либо льгот и пониженных налоговых ставок.

В пояснениях необходимо привести основания для применения таких понижений: ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты, расчёты и пр. Это касается и деклараций по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество организаций.

  • Если налоговым органом запрошены пояснения в связи с превышением допустимого уровня вычета по НДС.

В этом случае важно проиллюстрировать рыночную ситуацию в сегменте налогоплательщика, специфику ценообразования в нём, реальность цен, по которым приобретались и реализовывались товары и услуги и т.д.

В качестве подтверждающих материалов можно приложить как информацию из открытых источников в сети Интернет, так и экспертные заключения о ценах и состоянии рынка.

  • Если налоговая нагрузка организации по налогу на прибыль не достигает среднеотраслевого регионального уровня.

Здесь необходимо подготовить обоснование, аналогичное предыдущему случаю, то есть доказать «рыночность» уровня прибыли налогоплательщика в его сегменте. Кроме того, стоит осветить особые обстоятельства, в которых он был вынужден вести свой бизнес, например:

— снижать цены на товары и услуги, чтобы привлечь потребителей в условиях высокой конкуренции,

— делать распродажи товаров сезонного спроса,

— приобретать продукцию по высокой себестоимости, чтобы обеспечить стабильность своего ассортимента и т.д.

В качестве доказательств помимо экспертных заключений и открытой статистики можно прикладывать прайс-листы (свои, конкурентов и поставщиков) и иные документы подобного плана.

  • Если налоговый орган при проведении проверки контрагента налогоплательщика выявил признаки его недобросовестности либо несоответствия сведений в поданных ими декларациях.

Получив такое требование, важно не только (и не столько) отреагировать на него, но и незамедлительно организовать юридические действия в отношении своего контрагента: потребовать от него устранения нарушений, инициировать претензионную работу и судебное разбирательство.

В пояснениях для инспекции, а также подтверждающих материалах налогоплательщику необходимо продемонстрировать свою добросовестность и намерение восстановить нарушенные права посредством предъявления требований контрагенту.

    Подводя итоги, хочется ещё раз подчеркнуть, что подготовка пояснений в ответ на требование налогового органа редко сводится к бухгалтерской перепроверке цифр в декларациях. Гораздо чаще, особенно в свете последних изменений Налогового кодекса (внесения в него статьи 54.1) и вектора развития судебной практики, она требует участия юристов, специализирующихся на налоговом и гражданском праве.

    Ведь решение налоговой инспекции по итогам изучения пояснений очень зависит как от их формулировок, так и от качества документов, приложенных к пояснениям в качестве доказательной базы. Кроме того, своевременное привлечение юридического ресурса позволяет провести работу по защите своих прав и интересов от действий недобросовестных партнеров.

Обратиться к нам
Вернуться на главную

Получить личную
консультацию

Проверьте наш опыт

Связаться с нами