В 2016 году в АПК РФ появились положения об обязательном досудебном урегулировании ряда споров, а в июне 2021 года Пленум Верховного суда РФ выпустил Постановление № 18 от 22.06.2021г., в котором подробно разъяснил многие вопросы применения данного порядка, а также утвердил некоторые новые возможности.

Напомним ключевые аспекты механизма досудебного урегулирования:

  • Определенные виды споров могут быть переданы в суд только после попытки досудебного урегулирования сторонами (их актуальный на текущий момент перечень приведен в п. 3 Постановления № 18).
  • Для споров, не перечисленных в законе, такой порядок также может быть применим, если он будет предусмотрен договором (кроме тех, для которых данный порядок прямо запрещен).
  • Этот порядок подразумевает, что перед подачей искового заявления сторона договора должна отправить контрагенту претензию со своими требованиями. Обращаться в суд она может, только если адресат не ответит в течение положенного срока либо не согласится с данными требованиями.
  • Срок досудебного урегулирования по закону составляет 30 календарных дней со дня направления претензии. Но стороны могут согласовать другой срок и закрепить его договором, как и иные особенности применения претензионного порядка в отдельно взятых отношениях.
  • При несоблюдении досудебного порядка урегулирования суд вернет иск или оставит его без движения до момента, пока нарушение не будет исправлено.

    Последнее означает, что лица, заинтересованные в скорейшем удовлетворении своих требований, при подготовке и отправке досудебной претензии должны внимательно соблюсти все требования.

    Рассмотрим актуальные правила применения данной процедуры, уточнённые и расширенные в упомянутом Постановлении Пленума ВС:

1. Способы направления претензии

  • Претензию можно вручить лично, а также отправить по юридическому адресу ответчика либо другому указанному в договоре адресу (с помощью почты или службы доставки), позаботившись о доказательствах её получения.
  • Вместе с тем, теперь появились новые возможности передачи претензии – это можно сделать в электронном виде:
  • по e-mail,
  • через социальные сети,
  • с помощью мессенджеров (WhatsApp и пр.).

Это допустимо в следующих случаях:

  • если такой порядок установлен законом;
  • если он прямо указан в договоре;
  • если данный способ является сложившейся деловой практикой между сторонами (то есть ранее они обменивались корреспонденцией таким образом).

В этом случае доказать доставку претензии можно с помощью нотариально заверенных распечаток e-mail сообщений, скриншотов из социальных сетей с указанием адреса интернет-страницы, скриншотов экрана телефона, по которым можно установить время отправки и получения претензии.

  • В договоре стороны могут установить комфортные для них условия передачи досудебной претензии, в том числе ограничить её каким-либо отдельным видом (видами) из перечисленных выше, определить надлежащие адреса получения и описать порядок их изменения.

2. Содержание претензии

  • Претензия должна содержать четкое и понятное требование истца, а не просто информационное сообщение о намерении подать в суд или уведомление о нарушении договора.
  • К претензии прилагаются документы, которые подтверждают суть и размер требования (либо они должны быть у ответчика).
  • В претензии можно заявить только сумму основного долга, это не помешает затем взыскать в суде неустойку и проценты. При этом сумма в претензии необязательно должна совпадать с суммой искового заявления (например, по причине пересчёта размера неустойки или просто из-за технической ошибки).

3. Иногда досудебная претензия не нужна, в том числе:

  • Если предъявляется встречный иск; 
  • Если после отправки первой претензии произошёл переход права требования (правопреемство);
  • Если спор относится к категории, для которой это необязательно (такие споры перечислены в Постановлении Пленума ВС), и т.д.

4. Как продолжить разбирательство в суде

  • В исковом заявлении необходимо указать, что досудебный порядок был соблюден, и приложить подтверждающие это документы, иначе иск будет возвращен или оставлен без движения.
  • Не стоит спешить подавать в суд до истечения срока на досудебное урегулирование: в этом случае исковое заявление будет возвращено, то есть будут потеряны время и ресурсы.
  • У ответчика есть право ходатайствовать о несоблюдении истцом досудебного порядка. Главное, сделать это до представления первого заявления по существу спора и выразить суду намерение урегулировать его.

Практика применения новых правил в настоящее время пребывает в стадии активного развития, в судах нередко возникают споры о несоблюдении досудебного порядка урегулирования.

    В свете этого на этапе подготовки договора важно предусмотреть в нём правильные формулировки по этому вопросу, в частности:

1) Установить точный срок, в течение которого стороны обязаны попытаться урегулировать спор перед обращением в суд;

2) Перечислить согласованные сторонами способы направления досудебной претензии, в том числе допустимые электронные каналы связи, и указать, в какой момент она будет считаться доставленной;

3) Определить адреса, по которым может быть направлена претензия – как физические, так и электронные, – а также порядок уведомления сторон об их изменении.

    Эти простые меры позволят сэкономить время при возникновении между контрагентами спорных ситуаций.

    Кроме того, очевидно, что законодатель и судебные органы поощряют попытки участников рынка регулировать свои отношения без привлечения судебной системы. Поэтому стоит рассматривать досудебное регулирование не как формальный этап, а как действительную возможность для сторон прийти к мирному соглашению с минимальным вложением ресурсов.

Обратиться к нам
Вернуться на главную

Получить личную
консультацию

Проверьте наш опыт

Связаться с нами